?

Log in

No account? Create an account

[icon] Владка Мид "По обе стороны стены" - this song's got no title (just words and a tune)
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website (My Website).
[ЖЖ] - фрагменты:Лента друзей. Лента communities. Syndicated Feeds. Друзья Друзей. Мой LJ Inbox. Дни рождения лжеюзеров.
 
Разное:Axis History Forum. Poemas del río Wang. Peter's Paris. milkyelephant. the creatures in my head by andrew bell. Edward Gorey House (events and exhibitions). The Simon and Garfunkel Lyrics Archive. Eltonography :). Bernie Taupin's Discography.

Tags:, , , , ,
Current Music:I miss the Earth so much, I miss my wife. It's lonely out in space
Security:
Subject:Владка Мид "По обе стороны стены"
Time:12:15 pm

Мари



Устроиться домработницей было мечтой еврейки на нелегальном положении. Это давало жилье и еду, а также надежный «фасад». Такие позиции в польских и немецких семьях были нарасхват.

Мари Цильберберг, женщина с арийской внешностью, бегло говорившая по польски, была хорошей домохозяйкой. В поисках убежища и надеясь заодно заработать несколько злотых она ответила на объявление в газете: маленькая немецкая семья без матери ищет домработницу с хорошей рекомендацией. Немцы не поляки, они не настолько искусно распознают евреев, сказала себе Мари. Для рекомедации она дала имя дружественной полячки, согласившейся подтвердить ее честность и прилежание. К ее огромной радости, ее приняли – немаленькое достижение, работа и жилье да еще вдобавок и в немецкой семье!

Понимая, что другие слуги в доме могли ее заподозрить, Мари была начеку, держалась обособленно и лишь изредка выходила на улицу. Своей работой она завоевала доверие и одобрение хозяев. Казалось, не было никаких причин предполагать, что о ее происхождении кто-то знает или догадывается.

Однажды утром когда Мари убиралась и вытирала пыль, в комнату вошла хозяйская дочка, единственная дочь в семье, и понаблюдав недолго за работой, сказала без обиняков: «Мари, расскажи мне о Варшавском гетто».

Мари бросило в холодный пот. Почему она спрашивает про гетто? Знает ли она, кто я? Заикаясь от волнения, она сказала, что ничего не знает о гетто, и заявила, что как набожная католичка, она никогда не имела дел с евреями. Девочка улыбнулась и ушла не сказав ни слова. Мари было не по себе. Может быть, кто-то подучил ребенка задать этот вопрос? Следующие несколько дней Мари жила в состояннии близком к панике, не смея попросить разъяснений.

Но разъяснение пришло так же неожиданно, как и вопрос. Однажды девочка указала на фото в рамке на стене и сказала, что это фотография ее матери: «Она еврейка, видишь ли». Отец девочки был немецкий христианин. Когда было создано гетто, он немедленно отправил туда свою жену, а дочери приказал никогда больше не упоминать о матери. Больше она ее не видела; она не смела сомневаться в правоте отца. Но строгость запрета подстегивала детское любопытство, и девочка надеялась, что Мари могла хоть что-то ей рассказать.

Спустя несколько дней в дом явилось Гестапо. Допрашивали Мари и остальных слуг, а также и членов семьи. После этого дочь по секрету сообщила домработнице, что Гестапо до сих пор ищет ее мать.

«Они не верят отцу,» – сказала она. – «Думают, что она прячется где-то в доме.»

С тех пор Мари жила в постоянном страхе, что хозяин выдаст ее полиции. Если к собственной жене он был бессердечен, то служанку уж точно не пощадит. В довершение всего, она не могла уволиться. Она была нужна, и хозяин не отпускал ее. Одержимая страхом, она была уверена, что обязательно выдаст себя ненароком или просто сойдет с ума в этом доме.

В конце концов, уступив ее слезным мольбам, я снабдила ее новыми фальшивыми документами. Своему относительно надежному убежищу служанки Мари предпочла бесконечно более серьезные опасности выживания без видимых средств к существованию.

Удача, иннициатива и связи были необходимы еврею, живущему под видом арийца, чтобы установить контакт с еврейским координационным комитетом. Многим это так и не удалось. Множеству одиноких бедствующих мужчин и женщин с арийской внешностью, застрявших в польском мире, оставалась одна последняя возможность – записаться на работу в Германии.

Многие жители городов и деревень оккупированной нацистами Польши добровольно уезжали работать в Германию. Там в отдаленных уголках риск, что вас узнают, был не столько велик. Для немцев все иностранцы были одинаковы, и значение имело только до какой степени их можно эксплуатировать. Поляки-добровольцы работали на фемарх или на фабриках. Чаще всего они выполняли самые грязные, тяжелые и опасные работы.

продолжение следует.

comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry


b_a_n_s_h_e_e
Link:(Link)
Time:2013-10-29 06:26 pm (UTC)
Ситуация такая дикая с отправкой жены в гетто. Это была частая практика?
(Reply) (Thread)


toh_kee_tay
Link:(Link)
Time:2013-10-29 06:47 pm (UTC)
в германии довольно частая. Героическое исключение - протест на Розенштрассе, но там жены-немки защищали мужей-евреев.

Однако же из приведенной истории ничего не следует: она действительно могла прятаться дома, и тогда поведение мужа очень правильно.
(Reply) (Parent) (Thread)


b_a_n_s_h_e_e
Link:(Link)
Time:2013-10-29 07:40 pm (UTC)
Да, все верно, просто в плохое охотнее верится :(
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] Владка Мид "По обе стороны стены" - this song's got no title (just words and a tune)
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website (My Website).
[ЖЖ] - фрагменты:Лента друзей. Лента communities. Syndicated Feeds. Друзья Друзей. Мой LJ Inbox. Дни рождения лжеюзеров.
 
Разное:Axis History Forum. Poemas del río Wang. Peter's Paris. milkyelephant. the creatures in my head by andrew bell. Edward Gorey House (events and exhibitions). The Simon and Garfunkel Lyrics Archive. Eltonography :). Bernie Taupin's Discography.